Возмещение расходов на ипотеку со стороны работодателя: как организовать, чтобы выгодно было всем?
Поговорим более подробно о том, как можно стимулировать сотрудников среднего звена, помогая им частично оплачивать ипотеку (прежде всего, возмещая расходы на проценты по займу) и можно ли эти расходы можно включать в валовые для определения финансового результата, уменьшая таким образом налогооблагаемую прибыль.
Оплата процентов по ипотеке
Начнем с рассмотрения частного случая: работник взял ипотечный кредит, у него появились ежемесячные обязательства по возвращению тела кредита и выплате процентов. Он вполне может обратиться с заявлением к руководству компании, чтобы получить помощь на вторую часть платежа – выплату процентов.
Оговоримся сразу: никаких обязательств работодателя, касающихся компенсации этих затрат своего работника, законодательно не прописано. Конечно, некоторые нормы могут содержаться в коллективном договоре, однако такое случается очень и очень редко.
Что же может сподвигнуть работодателя к тому, чтобы помочь своему сотруднику? Конечно, ценность работника играет большую роль, однако есть и другие мотивационные для руководства факторы:
- эти расходы могут быть включены в состав валовых расходов (а именно расходов на оплату труда), уменьшая тем самым базу по начислению налога на прибыль;
- на такие выплаты не начисляют налог на доходы физических лиц;
- страховые взносы не платятся в таком же объеме, как при начислении зарплаты.
Какие условия следует соблюсти?
Однако все это работает лишь при соблюдении определенных условий, первое и главное из которых – сотрудник берет кредит или заем на строительство жилого помещения. В Жилищном Кодексе четко обозначены те критерии, благодаря которым помещение считается жилым: изолированное, недвижимое, пригодное для проживания. Все остальные варианты могут вызвать вопросы со стороны налоговой инспекции или стать камнем преткновения при проведении налоговой проверки.
Еще один важный момент: возможность данного возмещения должна быть прописана в коллективном или трудовом договоре – об этом четко говорит статья 225 Налогового Кодекса РФ. Если этот важный документ, регулирующий взаимоотношения сотрудника и работодателя, не содержит подобной нормы, то говорить о включении в состав расходов на оплату труда не приходится. Если, к примеру, коллективного договора на предприятии не предусмотрено, то подобный пункт должен быть включен в обычный трудовой договор.
Не следует забывать о граничной сумме подобных возмещений: они не должны быть больше, чем 3% от суммарного объема затрат на оплату труда. Это не означает, что в случае превышения нельзя выплатить расходы на оплату процентов в полном объеме, однако в этом случае их следует разделить:
- в пределах положенных 3% — списываются на расходы;
- все, что превышает этот уровень, на валовые расходы списаться не может.
Обратите внимание: 3% берутся не от конкретной зарплаты конкретного сотрудника, а от общей суммы зарплаты всех работников. Причем по такой же сумме начисляется или не начисляется НДФЛ: в пределах положенных 3% — не начисляется, а все, что превышает этот уровень, облагается и этим налогом тоже.
Если речь идет об ИП, который работает на упрощенной системе, то там остается лишь требование о наличии соответствующего пункта в коллективном договоре – все остальные требования не нужно соблюдать.
Что делать, если работодатель отказал в возмещении?
Неважно, какие причины сподвигли работодателя к отказу (обычная человеческая жадность или экономия на расходах), — у ипотечного заемщика есть еще один вариант получения помощи – обратиться в Инспекцию Федерального налоговой службы (ИФНС) по месту жительства или прописки с просьбой оформить имущественный налоговый вычет.
Что нужно, чтобы получить средства? На самом деле, не так уж и много. Прежде всего, следует оформить налоговую декларацию 3-НДФЛ и сдать ее в налоговую. Законодательно разрешено подавать ее за последние 3 года, за предыдущий период вряд ли получится забрать компенсацию. Никто не запрещает воспользоваться такой возможностью раз в год.
Компенсация может быть выплачена одному заемщику на один объект. Если, к примеру, он оформил вторую ипотеку, повторный налоговый вычет ему не положен. А вот если один ипотечный объект оформлен на одного члена семьи, а другой – на другого, то вычеты могут получить оба, и это весьма рационально.
Чаще всего, получение налоговых вычетов происходит не в прямой денежной форме, просто работодатель перестает вычитать из суммы зарплаты НДФЛ. Таким образом, сумма выплачиваемых на руки средств существенно увеличивается, а обязательства работодателя по перечислению НДФЛ уменьшаются, так что последний ничего не теряет. Конечно, это все работает только в том случае, если сотрудник не получает полностью или частично зарплату в конверте, потому что в этом случае налоговый вычет невозможен.
Следует отметить, что максимальная сумма налогового вычета в рамках 1 года составляет 3 млн. рублей. Если сумма средств, потраченных на оплату процентов по ипотечному кредиту больше, то остаток может быть перенесен на следующий год. Таким образом, например, если срок кредита составляет 15 лет, то получать выплаты по НДФЛ можно и 18, и 20 лет.
Что делать с телом?
К сожалению, компенсация сотруднику расходов по погашению тела ипотечного кредита никак не может быть включена работодателем в расходов на оплату труда с последующим включением в состав валовых расходов и сокращением налогооблагаемой прибыли. Хочется отметить, что законодательно такие выплаты не запрещены, однако редко компенсируются, поскольку связаны с очень крупными суммами, которые «вымывают» оборотные средства особенно небольших предприятий. В связи с этим выгода работодателя от подобной помощи возможна только в том случае, если речь идет о создании дополнительной мотивации для ценного работника – никаких других выгод он не получает.