Причины отказа в ипотеке
Когда собственного жилья нет, а скопить достаточно средств или одолжить у друзей не получается, решением вопроса становится ипотека. Этим удобным инструментом пользуются сотни и сотни клиентов различных банков, но иногда бывает так, что банк отказывает в предоставлении ипотечного кредита. Почему так выходит? И почему иногда в кредите отказывают даже тем, кто никогда не брал его раньше? Определенного ответа нет, но есть несколько распространенных причин отказа.
Статья подготовлена компанией Ипотека Live. Если требуется помощь в ипотеке, обращайтесь. Также Вы можете пройти экспресс-тест для оценки ваших шансов на ипотеку. Спасибо, полезного чтения.
Кредитная история
Принимая решение о предоставлении ипотеки, сотрудники банка тщательно изучают кредитную историю. В частности, они интересуются просроченными платежами, нарушением договоров и т. п. Беспечное отношение к этому вопросу может сыграть роковую роль. Несколько пятидневных просрочек — и история уже не идеальна. Конечно, только банк решает, считать ли такого клиента неблагонадежным, но вероятность отказа в данном случае немалая.
Что делать?
Если просрочка произошла не по вашей вине, предъявите подтверждающий документ. Подойдут, например, больничные листы. Годятся и справки с места работы о том, что заработная плата была задержана. Можно даже письменно обратиться в банк с просьбой откорректировать кредитную историю, если для этого есть основания.
Невысокий доход
Увы, это тоже причина. Понятно, что за ипотекой обращаются именно из-за того, что текущий доход не позволяет приобрести жилье, но у банка есть на этот счет свое мнение. Так, если ваш доход нерегулярен и невысок, в кредитовании могут отказать. Банк рассматривает ваши суммарные текущие доходы, вычитает из них сумму ипотечного платежа и оценивает итоговую сумму. Если она ниже прожиточного минимума, в кредите, скорее всего, откажут.
Как быть?
Привлеките к делу созаемщиков: их доход в данном случае суммируется с вашим. Можно изменить и параметры самого кредита: найти более дешевое жилье, повысить сумму первоначального взноса, откорректировать срок платежа и т. д. Банк наверняка пойдет навстречу.
Наличие других кредитов
Принимая решение о кредите, банк пытается оценить, насколько удобно клиенту будет производить ежемесячную выплату и какова вероятность просрочки. Если очевидно, что финансовая нагрузка чрезмерно велика, банк, вполне возможно, с опаской отнесется к запросу ипотечного кредитования. Во внимание принимаются не только кредиты на жилье, бытовую технику, автомобиль и пр., но и наличие кредитных карт.
Как быть?
Самое простое решение — погасить актуальные кредиты, а также ликвидировать кредитные карты. При этом следует понимать, что сведения в бюро кредитных историй обновляются обычно раз в месяц, поэтому не стоит сразу после погашения обращаться за ипотекой. Подождите 30-40 дней, а затем можно смело идти в банк.
Недостоверная информация
Зная о том, что некоторые сведения (наличие кредиток, низкий доход и т. п.) могут повлиять на ответ банка, клиенты порой намеренно утаивают или искажают факты. Это не просто неправильный, но и очень опасный вариант.
Все сведения о кредитках и просрочках хранятся в банке (если вы — его клиент), а также в бюро кредитных историй, с которым сотрудник может легко связаться. Принимая решение о выдаче или невыдаче ипотеки, сотрудник банка сверяет поступившую от вас информацию с теми сведениями, которые имеются в его распоряжении. Если станет очевидно, что факты искажены, отказ в ипотеке неминуем даже если во всем остальном клиент идеален.
Как быть?
Предоставлять только достоверную информацию и помнить о том, что банк всегда проверяет указанные вами сведения. Чтобы не возникало неловкости и путаницы, заранее оповестите о звонке из банка родственников, коллег, руководителя. Ведь не всегда телефонным звонками доверяют, даже если звонящий представляется сотрудником банка. Гораздо лучше, если заявленные в анкете лица будут в курсе ситуации.
Также случается, что от большого волнения или в спешке клиент допускает ненамеренные ошибки — например, в личных данных: номере паспорта, фамилии, даже имени. Это также воспринимается банком как сокрытие данных, но вы всегда можете объяснить ситуацию и попросить о возможности повторного обращения. Скорее всего, банк не откажет.